Южно-Уральская Европа | Rusnext Весна

Южно-Уральская Европа

Южный Урал можно разделить на две части, разительно отличающиеся друг от друга: горно-заводскую и степную. Южноуральская Степь — просторная как Космос, буранная, древняя, помнящая стук копыт многочисленных кочевых народов, прошедших здесь за тысячи лет.

Степная часть Челябинской области — это Южно-Уральская «Европа». На относительно небольшой территории образовалось скопление европейских названий (всего 31): Париж, Берлин, Лейпциг, Варна, Чесма, Кассель, Требия, Арси, Кваркен, Порт-Артур, Фершампенуаз…. Вся эта «Малая Европа» находится исключительно в Азии.

По южноуральской степи в начале XIX века проходила граница, которую надо было защищать. Жизнь здесь тогда кипела на полную катушку. Башкиры били казахов, казахи башкир, а калмыки и тех и других. Россия, усилившаяся после победы над французами, не церемонилась с кочевниками и в 30-е годы XIX века по повелению императора Николая I начинает продвигать свою границу на восток. Границу назвали Новой линией, а созданный укрепрайон — Новолинейным. Сначала поселения имели лишь номер, но вскоре придумали именовать их в честь побед русского оружия в Отечественной войне 1812 года и в других сражениях.

Вот этот самый Фер… (язык сломать можно) и сделали центром Нагайбакского района. Заселяли район соответственно нагайбаки, теперь они признаны малым народом. Это крещеные татары, то есть у них русские имена и татарский язык, своеобразная культура и обычаи. А свою деревню местные называют просто ФершаНка или Фершанка-сити — столица всех деревень. Правильнее было бы называть ФершаМка, но это как то не прижилось. А с французского Фер-Шампенуаз переводится как «железная поляна». Там в 1814 году произошло сражение с войсками Наполеона, в котором участвовали нагайбакские казаки.

Кто такие нагайбаки?

Оренбургское казачье войско было создано в середине XVIII века для защиты восточных и юго-восточных границ России. В его составе были люди многих национальностей: русские, татары, мещеряки, калмыки, нагайбаки, представители и других уральских народов. Кто же такие нагайбаки?

Это крещеные татары, сейчас живущие в Челябинской области и в Башкирии. О казаках-нагайбаках говорили в то время как они смелы, молодцеваты, независимы в речах, ловки и верны казачьему духу. Жизнь на природе в постоянных военных учениях и гимнастически х упражнениях сделали из них энергичное, здоровое и работоспособное племя. Народ этот очень одарен, гостеприимен, трудолюбив и обаятелен.

После взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году часть татар насильно окрестили в православную веру и переселили в западную Башкирию. Это и были предки нагайбаков.

С 1555 года начали крестить уже не насильно, а добровольно путем жалованья разных льгот, подарков или земли. Крестились не только татары, но и некоторые башкиры, степняки-ногаи, удмурты, кара-калпаки. И всех новоиспеченных Иванов и Петров отправляли жить на Южный Урал и защищать рубежи России. Там они все стали нагайбаками. На Южно-уральской границе всегда было беспокойно. Постоянно происходили набеги киргиз-кайсаков — так назывались тогда казахи, постоянно бунтовали башкиры, калмыкам тоже спокойно на месте не сиделось. Все они и друг на друга и на русские и на нагайбакские поселения с усердием постоянно нападали. Для обороны основывались станицы-крепости в том числе и Нагайбакская.

В XVIII веке нагайбакам присвоили звание уральских казаков, наделили землями, освободили от ясака, т. е. от налогов. И в общем, они стали верой и правдой служить царю-батюшке. Интересно, что первым воеводой до 1747 года здесь был Суворов. Во время пугачевской войны Нагайбакская станица была разорена повстанцами, часть жителей перебита.

Казаки-нагайбаки конечно же доблестно сражались в Отечественную войну 1812 года. В 1814 году вошли в Париж. Говорят, будто Наполеон после поражения заявил, что если бы у него был хоть один полк такой как нагайбаки — он бы завоевал весь мир.

В Верхнеуральском уезде стали создавать новые станицы и переселять туда нагайбаков. Этим новым станицам и казачьим крепостям давали имена тех городов и мест, где воевали казаки: Лейпциг, Фершампенуаз, Кассель, Треббия… И наконец в 1843 году основали станицу, которой дали название ПАРИЖ! Тогда казаки заявили своим женам: «Бабоньки! Теперь будете француженками!» А всего здесь, на небольшой территории 31 европейское название. Малая Европа в южноуральских степях. В 2005 году в Париже построили даже Эйфелеву башню — вышку сотовой связи. А замечательная идея пришла в головы местным сотовикам. Высота вышки 50 метров, что в 6 раз ниже оригинала. На открытие пригласили из Челябинска настоящего француза — преподавателя из ЧелГУ. Наверное тогда это был единственный француз в Челябинской области. После возведения башни село сразу стало очень известным. Наладили выпуск сувениров. Сюда стали приезжать туристы из Москвы, Питера и других дальних и ближних мест. Приезжали даже из настоящего Парижа журналисты газет «Фигаро» и «Либерасьон». И даже был организован телемост между их Парижем и нашим Парижем. Французам видимо было прикольно, что около нашей Эйфелевой башни все лето пасутся гуси. А вместо Сены у нас просто сено.

Во второй половине XIX века граница Российской империи далеко отодвинулась на юг и на восток. В состав России вошли казахские степи, а затем Хивинское ханство и Бухарский эмират. В составе Оренбургского казачьего войска казаки-нагайбаки принимали участие во всех войнах русской армии в том числе в Первой мировой.

«Нагайбак резко отличается от других инородцев в крае. Он — казак, что означает олицетворение отваги, мужества, смелости, находчивости и бесшабашной удали» — так писал современник в начале ХХ века.

После революции нагайбаки пережили все те же драмы, что и все остальные народы России. Они доблестно воевали в Великую Отечественную. Оренбургское казачество было упразднено в 1918, а с 1990 года возрождается.

Сейчас Фершампенуаз — столица Нагайбакского района в Челябинской области, а Париж — село неподалеку. Там живут нагайбаки — этнографический уникум на Южном Урале. Такая вот смесь парижского с южноуральским.

В Фершанке 4,5 тысячи жителей и есть уникальный музей камня, созданный местным жителем Александром Маторой. Все экземпляры были им найдены в разных районах России. В Челябинской области это единственный частный музей такого рода. Администрация даже выделила под музей 2-х этажный коттедж. Еще в селе имеется краеведческий музей и картинная галерея с домом ремесел. В дом ремесел все экспонаты принесены жителями села, кто рисовал картины не знаю.

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был освящен в 2005 году. Красивый. В византийском стиле.

Южно-Уральская «Европа». Сейчас все это обычные деревни с деревянными домами, печным отоплением, колодцами… Среди них райцентр Варна наверное наиболее крупный. Назван так в честь взятия русскими войсками одноименного болгарского города в русско-турецкую войну 1828–1829 годов. Население около 10 тысяч, но все же это тоже поселок. Недалеко от Варны находится башня Тамерлана — памятник архитектуры и поэтому это громкое, всем известное имя Тамерлан здесь как бы бренд.

Дальше по «европе» маленькая деревня Лейпциг. Названо в честь участия Оренбургского казачьего войска в битве народов 1813 года. Находится в приграничной зоне с Казахстаном. Шенгенская виза сюда не требуется, но зато нужен пропуск погранвойск. В центре деревни памятник погибшим в ВОВ. Поражает, что на нем 59 фамилий не вернувшихся с войны. Много для такой маленькой деревни. А участников еще больше. Лейпцигский сельский дом культуры — звучит красиво, но попробуй выговорить. Как же они называют свою деревню? Наверное Лейка…

просмотров: 481
Комментарии
comments powered by HyperComments