Исчезающие шедевры деревянного зодчества | Rusnext Весна

Исчезающие шедевры деревянного зодчества

Называя Москву Белокаменной, мы подчас забываем, что камень как строительный материал пришел к нам много позже. Вначале было дерево, и традиционно город наш строился деревянным. Называя Москву Белокаменной, мы подчас забываем, что камень как строительный материал пришел к нам много позже. Вначале было дерево, и традиционно город наш строился деревянным.

Даже при раскопках на месте Кремлевского Дворца в многометровой толще напластований археологи обнаружили сложные конструкции XII века из могучих бревен мореного дуба с поперечными сучковатыми крюками — они, как якоря, удерживали облицовку песчаного вала града древнего. В Кремле и Зарядье, в Занеглинье и Замоскворечье археологи прослеживали бревенчатые подклеты, срубы домов, колодцы. Даже мостовые, покрывавшие Тверскую и Никольскую, Волхонку и Знаменку, настилались деревянными брусьями.

Бичом дерева всегда был огонь. И хотя не раз восставал город наш, как легендарная птица Феникс, из пепла, оригинальных деревянных построек прошлых веков в Москве осталось немного. Статистика по России еще печальнее. В 1942 году, в один из самых тяжелых периодов Великой Отечественной войны в свет вышла книга архитекторов С.Забелло, П.Максимова, В.Иванова «Русское деревянное зодчество». Монография создавалась как свод существовавших перед войной памятников. Сегодня из 90 храмов и часовен, колоколен и теремов, помещенных в этой книге, осталось 56. Ежегодно один — два памятника сгорают дотла или окончательно разрушаются.

Криком о помощи уходящей с лица земли красоты можно назвать открывшуюся в Белых палатах на Пречистенке выставку памятников деревянного зодчества. Название ее говорит само за себя — «Исчезающие шедевры Руси». Это лишь начало кампании, развернутой по инициативе правительства Москвы специалистами Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города, Главного управления охраны памятников, Фонда поддержки памятников деревянного зодчества, Центральными реставрационными проектными мастерскими. Цель выставки — заставить задуматься о реальной угрозе уничтожения целого пласта мирового культурно-исторического наследия, акцентировать внимание общественности, деловых и властных структур на трагической ситуации вокруг «живого наследия» древней Руси, предложить, наконец, международным организациям, в том числе и ЮНЕСКО, включить в образовательные программы изучение русского деревянного строения. Ведь освоение исторических плотничьих технологий может оказать неоценимую помощь при реставрации памятников любой сложности.

У нас еще осталась хрупкая возможность увидеть эти удивительные строения в реальной жизни в отдаленных селениях северного края. Пример тому — уникальное творение русских мастеров в Кижах, аналогов которому нет ни в одной стране мира. Говорят, когда у настоятеля одного из храмов комплекса спросили, как удалось сохранить это чудо, он ответил: Бог от огня отвел, остальное сделали люди, проживающие в этих краях, — они воспринимают это как «свое», неразрывно связанное с родным краем, домом.

— Сохранение этого феномена нашей истории и культуры должно стать делом общенациональным, — считает председатель попечительского совета Фонда поддержки памятников деревянного зодчества, генеральный директор фирмы «Карэнси» М.Капустина. — У нации, не уважающей свою историю, нет будущего.

В макетах и на фотографиях представлены искусно сложенные срубы — восьмерики с шатровыми завершениями завораживают своей гармоничностью и первозданной красотой. Никольская церковь в селе Лявля (1589 г.), что под Архангельском, Георгиевская церковь в селе Юксовичи (1495 г.) Ленинградской области, храм Ризположения (1485 г.) из села Бородавы, перевезенный и отреставрированный на территории Кирилло-Белозерского монастыря. Они сохранились благодаря заботливому отношению к ним в прошлом, да еще труду энтузиастов-реставраторов наших дней — А.Ополовникову, Б.Гнедовскому, Л.Красноречьеву.

Как рассказал начальник ГУОПа г. Москвы В.Соколовский, в Первопрестольной на контроле сегодня около 150 деревянных памятников истории и архитектуры, в том числе 34 федеральных. Около 40 строений находятся в неудовлетворительном состоянии, 25 из них — в аварийном. Сильные разрушения после пожара получил дом Поливанова в Денежком переулке, погибает городская усадьба Муравьева-Апостола по Старой Басманной, недалеко от нее ушел и памятник «русского» стиля с уникальной пропильной резьбой — дом Пороховщикова, что в Староконюшенном переулке. Собственники и арендаторы этих строений явно не прониклись проблемой сохранения памятников, денег на их ремонт (не говоря уже о реставрации) не находится. По-настоящему работы ведутся лишь там, где здания сдают в аренду по инвестиционным контрактам. Еще более губительно для здания, когда у него и вовсе домовладелец отсутствует.

Дом живет, лишь когда чувствует тепло хозяйских рук. Бесхозные же строения быстро разрушаются, часто горят. Состояние некоторых пострадавших от пожара памятников (жилой дом Алябьева на Новинском бульваре, дом Верещагиной в Среднем Трехгорном переулке) таково, что они подлежат воссозданию — реставрировать там уже нечего. Трудность в области сохранения и реставрации деревянных памятников усугубляется коренным несоответствием между современными технологиями и материалами и приемами работы древних зодчих. Поэтому в отдельных случаях, когда деревянное здание находится в крайне аварийном состоянии и при реставрации необходима замена всех несущих конструкций, когда объект имеет оштукатуренный фасад и отделку, имитирующую каменное строение, ГУОП вынуждено соглашаться с предложениями инвесторов на замену конструкций из дерева на иные, несгораемые материалы. Так было с реставрацией жилого особняка в Гранатном переулке. Очевидно, по такому же пути пойдут специалисты при сохранении и реставрации зданий поселка Сокол, памятника градостроительного искусства советского периода.

В интересах сохранения историко-культурного наследия города начиная с 1993 года правительство Москвы проводит ежегодный конкурс «Реставрация». И если семь лет назад он насчитывал 14 объектов-лауреатов, победителей «Реставрации-2000» было 30. Среди лауреатов разных лет — десять памятников деревянного зодчества. Одним из первых возрожденных к жизни особняков стал деревянный одноэтажный жилой дом с мезонином начала XIX века в Большом Афанасьевском переулке. Когда-то в нем жил известный поэт и философ Н.Станкевич, сейчас здесь располагается учебное заведение для детей.

Редким образцом деревянной архитектуры «послепожарной» Москвы можно назвать жилой дом начала XIX века по Зубовскому бульвару. Работы особой сложности продолжались около 10 лет, в конечном итоге дом был отреставрирован с воссозданием интерьеров и сохранением всех элементов позднего ампира.

Уникальный памятник московского классицизма — жилой дом М.Протковой по Садово-Кудринской улице, чудом уцелевший после московских пожаров, ждал своего часа десятилетия. Именно он стал лауреатом конкурса «Реставрация-2000». В Главном управлении по охране памятников разработана отдельная программа по спасению памятников из дерева. На осуществление ее, безусловно, нужны средства.

— Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города готов оказать помощь в сохранении архитектурного наследия Москвы, — сказал начальник Управления формирования архитектурного облика, координации строительства и реконструкции города Е.Заикин. — Надо проехать и оценить состояние объектов, составить хотя бы приблизительную смету работ — не думаю, что потянет это на миллионы долларов. Да и браться за все сразу тоже, наверно, не стоит. Сначала «подлечить» те дома, которые в первую очередь в этом нуждаются, затем следующие. Если мы будем приводить в порядок хотя бы по 5 — 7 зданий в год, уже хорошо. А деньги? Придется привлекать спонсоров. Тот же Храм Христа Спасителя первые годы поднимали исключительно за счет пожертвований. Надо будет открыть специальные расчетные счета на каждый конкретный объект — люди должны быть уверены, что их деньги дойдут до адресата. Москвичи любят свой город, и мы со своей стороны постараемся сделать все, чтобы он сохранил свое неповторимое своеобразие, ту естественность, которую и по сей день можно почувствовать в уголках старой Москвы.

Дина Мясоедова

просмотров: 440
Комментарии
comments powered by HyperComments