Как праздновали Масленицу в старой Казани | Rusnext Весна

Как праздновали Масленицу в старой Казани

Одной из особенностей праздника Масленицы в старой Казани было катание «на татарах», как тогда называли эту забаву. С раннего утра воскресенья почти все улицы центра города занимались парными раскатистыми санями татар, приезжавших из всех ближних уездов. В иные годы их число доходило до 6000.

Сани были покрыты коврами, а сбруя украшалась разноцветными лентами. Гривы у впряженных в сани лошадей также украшались лентами. В 11 утра начиналось веселое катание по городским улицам и в специально отведенном месте на озере Кабан. Извоз в масленицу именно татарами считался какой-то привилегией, дарованной едва ли не при Петре I. Катание н начале века было дешевым — 5 копеек, а с уменьшением извозчиков к концу века уже возросло до 15 копеек серебром. Проходивших мимо стоящих саней горожан татары упрашивали: «Садись, пожалуйста, хозяин», «Пожалуйста, садись, знакомый». «Гулям, бачка». Загрузившись седоками, по крику «айда» (ступай), «кувала, кувала» (скорей, скорей) мчал татарин свою пару лошадей, всю в цветных ленточках, под веселый смех катающихся.

Другой непременной особенностью Масленицы в Казани были кулачные бои между русскими и татарами на озере Кабан, левый берег которого заселяли русские, а на правом находилась Старая татарская слобода. В праздничные дни на озере устанавливали увеселительные балаганы, где гуляющие, накатавшись «на татарах», могли посмотреть комедиантов, отведать блины и попить чаи. Но особенно много народа собиралось, когда в четверг на 

Кабане происходили кулачные бои. Утром на своих берегах начинали собираться участники предстоящих испытаний. У той и другой стороны были богатые купцы, любители кулачных боев. На их средства отыскивались и приглашались богатыри для участия в кулачных боях. Денег они не жалели. Известный купец-миллионер Юнусов для бойцов Старо-Татарской слободы невесть откуда добывал известных на всю Россию «записных» бойцов вроде Алеши Родимца или Паши Быка. Когда противная сторона начинала ломить, «записной» выпускался, ломал стенку противника и решал исход состязаний в пользу той стороны, к которой был «записан».

Начиналось все с подростков, зазывавших друг друга. «Качма, качма» (не прячься, не прячься), — подзадоривали русских татарчата. Сначала отдельные, а затем и общие схватки возникали между сошедшимися группами подростков. Дрались по строго установленным правилам. Запрещалось зажимать в кулаках или прятать в варежках металлические предметы. Нарушившего правила били вместе — и свои, и чужие.

Но вот одна группа подростков потеснила другую, тогда на подмогу им приходит молодежь постарше. Это же делает и противная сторона. Еще немного — и в бой вступают кулачные бойцы-мужчины, преимущественно русские, живущие в Суконной слободе. Татары бросают в бой своих. Схватка разгорается все сильнее. В момент, когда одна из стенок бьющихся начинает сдавать позиции, в бои вступают богатыри обеих сторон.

просмотров: 390
Комментарии
comments powered by HyperComments