Домашнее обучение: за и против | Rusnext Весна

Домашнее обучение: за и против

«Началка» — за два года

Домашнее обучение возможно не во всякой школе. В ее уставе должен быть пункт, разрешающий подобные эксперименты. Если же «добро» от директора школы получено, можно даже попробовать отсудить у отдела образования некоторую сумму, выделяемую государством на каждого ученика. Не говоря о том, что учебники и консультации учителя должны предоставляться бесплатно.

Учить самостоятельно своего ребенка я пробовала. Скажу честно, совсем нетрудно... При соблюдении трех условий. Первое — хорошо знаешь и понимаешь своего ребенка. Второе — сам имеешь задатки или образование учителя. И третье — род занятий (или их отсутствие) позволяет тебе заниматься с ребенком в удобное для него время.

Если всеми этими атрибутами «свободного родителя» вы обладаете, учить своего ребенка — нет ничего проще и быстрее. Мы с дочерью прошли отведенный нам кусок программы в 4 раза быстрее, чем ее класс сообща с учителем. Почему?

Во-первых, потому что ребенку всегда предоставлялся выбор: «Чем ты хочешь заниматься сейчас — математикой или русским?» Хорошо работает абстрактное мышление (обычно это бывает днем) — идем галопом по учебнику математики, до полной его насыщенности (а не до звонка, как в школе). Устала, не хочет больше отгадывать загадки, кто кого больше: «Отдохни... Когда захочешь, будем с буквами играть». То есть ребенок учится тогда, когда ему этого хочется, а не подстраивает свое мышление под учителей, отстающих учеников, время обеда и т. д. Отсюда такие поразительные результаты: то, на что в классе тратится целый урок, при семейном образовании занимает всего 15–20 минут.

Во-вторых, недаром говорят: «Яблоко от яблони недалеко падает». До определенного возраста (до 11–12 лет) мировосприятие ребенка во многом повторяет образ мышления его родителя. Поэтому так легко объяснять ему что-то, что он еще не понял: привести примеры, аналогии, ассоциации... Ребенок понимает тебя буквально с полуслова. Своей жизнью я подтвердила и теорию: ученик сначала влюбляется в учителя, а потом уже в предмет, который тот ему преподает. Поначалу дочь не очень привечала математику. Мне же этот предмет нравился всегда. К концу нашего всеобуча она тоже была влюблена в математику и сохранила эту приверженность до сих пор.

К тому же нет потерь времени. Ни на трудовое обучение (ребенок и вне школы что-то постоянно вырезает, конструирует). Ни на физкультуру — весь необходимый объем физических упражнений можно получить и в любимой секции (без учителя физкультуры, заставляющего первоклашек стоять на занятиях для их же успокоения). Ни на ИЗО — у ребенка и так под рукой всегда краски, фломастеры, цветные карандаши (и он рисует, когда душа просит высказать себя, а не по заказу к какому-то празднику). Ни на пение... Как возмущалась одна бывшая учительница по поводу своего внука: «Зачем одаренному мальчику посещать уроки пения, если он три раза в неделю ходит в скрипичный класс?» Может, и в самом деле часть этих обязательных уроков перевести на факультатив? Конечно, если не жалко «человеко-часы»...

Короче, пройдя весь этот путь самостоятельно, я теперь нисколько не удивляюсь родителям, слепившим из своих детей «вундеркиндов» только за счет начальной школы. Со знанием дела заявляю: дать начальное образование в семейных условиях за 2 года сообразительному ребенку можно! Одно «но»... Социальное одиночество вашего ребенка. И тут мы переходим к самому главному.

В чем секрет успешности?

Есть такое понятие — «социальный интеллект». Это умение позитивно общаться с окружающими, конструктивно воспринимать критику, предвидеть и предвосхищать последующие события и т. д. Как показывают исследования, в своей жизни добиваются многого (власти, денег, успеха на профессиональном поприще) вовсе не те, у кого коэффициент «логического интеллекта» больше 120 баллов. А как раз те, кто умеет хорошо просчитывать вариативность чужого поведения, не обманываться в тщетных надеждах и просто интуитивным нюхом чувствовать грядущие неприятности. Это все и есть «социальный интеллект».

Кстати, изучение биографий великих мастеров, инноваторов своего времени, таких, как Эдисон, Пабло Пикассо, Бил Гейтс и другие, тоже наводит на мысль, что в принципе не важно, где и какое образование ты получил. Некоторые из гениев обычную школу закончили с большим трудом, например Эйнштейн.

«Эвристическое мышление», как правило, не нуждается в большой образованности человека. Наоборот, иногда она даже может мешать ему по-новому взглянуть на общепринятые нормы и теории... Да и жизненный опыт, как у нас, так и за рубежом, тоже нам разумно подсказывает, что богатыми и знаменитыми становятся в основном почему-то не выпускники престижных вузов... Главное, чтобы в самом человеке был некий моторчик, «вектор цели», направляющий его и поддерживающий на этом трудном пути, восхождении к намеченным целям.

Этот «вектор цели» обычно закладывают в нас наши же родители. Он состоит из двух сил: из веры в себя и в свои возможности (группа поддержки — мать, бабушка, учитель). А также из желания доказать кому-то, что ты заслуживаешь другой участи, — ты лучше, сильнее, умнее того другого (например, отца, младшего брата и т. д.).

И наоборот. Каждый из нас знает хотя бы одного человека, который, несмотря на всю свою «талантливость», оказался неспособным «взять свой вес». Спился, «профукал» все, что ему не скупясь отвалила природа... Потому что не было толчка — желания доказать кому-то, прежде всего самому себе, что смогу: «Зачем? Я и так это знаю! Меня и так все любят, мной восхищаются и когда-нибудь у меня все получится само!..» А халява, оказывается, и не приходит! Хотя так хорошо все начиналось — 1 сентября, в первом классе...

просмотров: 527
Комментарии
comments powered by HyperComments