Эмоциональная отзывчивость: что это и ее развитие через творчество | Rusnext Весна

Эмоциональная отзывчивость: что это и ее развитие через творчество

Педагоги говорят, что в детях необходимо развивать эмоциональную отзывчивость и делать это обязательно через творчество или знакомство с чужим творчеством. И если с творчеством все более или менее понятно, то, что такое эмоциональная отзывчивость и зачем ее развивать знает не каждый родитель. Попробуем дать простое определение этому понятию и привести несколько способов развития эмоциональной отзывчивости.

Эмоциональная отзывчивость: что это?

Эмоциональная отзывчивость — это понятие из психологии. Оно включает в себя различные быстрые и гибкие реакции на такие вещи, как:

● внешнее воздействие, например, событие или происшествие. В эту же группу включают способ общения и особенности партнера по разговору;

● эмоциональное состояние собеседника. Эмоциональная отзывчивость предполагает не просто понимание состояния, но и сопереживание или проявление сочувствия;

● творчество и произведения искусства.

Также иногда психологи называют эмоциональной отзывчивостью высокую гуманность. С их точки зрения, отзывчивые люди склонны ставить вперед чувства и потребности других, нежели свои собственные.

Зачем нужна эмоциональная отзывчивость? Не только для проявления эмпатии и построения отношений. Это качество — основа для появления хорошего эстетического вкуса и высокой духовности. И. Кант и вовсе утверждал, что именно это качество — катализатор интеллекта, служащий чем-то вроде садовника, который облагораживает сад (ум).

Тем не менее, эмоциональная отзывчивость не возникает сама. Ее непременно нужно развивать. И это не так уж сложно. Основными инструментами являются приобщение к творческой деятельности и знакомство с разнообразными произведениями искусства.

Развитие эмоциональной отзывчивости

Как уже говорилось, эмоциональная отзывчивость развивается двумя методами. Первый — это знакомство с различными произведениями, будь то музыка, картины, скульптура или иные продукты чужого творчества. Второй — собственно участие в процессе создания.

Знакомство с чужим творчеством

Большинство психологов рекомендуют с самых малых лет приучать ребенка к искусству. Для этого можно давать ему слушать музыку разных направлений, смотреть вместе с ним картины, посещать музеи, ходить в театры или на детские представления, читать литературу разных жанров.

Но формирование эмоциональной отзывчивости должно происходить не само по себе, а с помощью родителей. Во время знакомства с произведениями искусства, обязательно:

● отслеживайте состояние ребенка. Как он реагирует, сильно или слабо он проявляет эмоции;

● разговаривайте с малышом. Спрашивайте, помогайте ему оформить свои ощущения от увиденного или услышанного в слова;

● проявляйте реакцию сами, показывайте рамки корректного и возможные проявления эмоций. Если вам нравится картина, вы можете восторгаться ей или долго рассматривать, если вас задела книга — плакать или смеяться. Транслируйте ребенку, какая может быть реакция на произведение. Но не забывайте следить за его чувствами. Не нужно убеждать малыша, что музыка красива, если она ему явно не нравится.

Эмоциональная отзывчивость — это не только положительная реакция на творчество, но и отрицательная. Главное, чтобы реакция была и проявлялась каким-либо образом.

Развитие эмоциональной отзывчивости через собственное творчество

Помимо знакомства с чужими произведениями, очень хорошо влияют на эмоциональный рост создание собственных. При этом не имеет особого значения, чем именно вы предпочитаете заняться. Главное, что ребенок подключает фантазию. Примеры возможных занятий:

● сочинение рассказов и стихов;

● рисование на свободную тему;

● сочинение песен или мелодий;

● лепка из глины, пластилина, пластики, песка.

К сожалению, большинство занятий подразумевает активное участие родителей. Но не нужно расстраиваться. Если прямо сейчас у вас нет времени, можно использовать онлайн-версию этого развлечения.

Чтобы они решали нужную задачу, подойдите к ним не просто как к раскраскам, а более активно:

● совместно с ребенком выберите раскраску;

● поручите малышу назвать персонажа, раскрасить его и придумать, почему именно такие цвета взяты;

● когда ребенок закончил, попросите его подробно рассказать все, что он выдумал. Расспросите про характер персонажа, про его жизнь, про эмоции, которые ребенок испытывает к этому герою.

Такой способ поможет малышу не просто играть, но включиться в работу и включить в работу эмоции, а после — оформить их в слова.

Эмоциональная отзывчивость — это необходимое качество, которое важно развивать у каждого человека. Чем более оно развито, тем более духовным и интеллектуальным вырастет ребенок.

просмотров: 1 006
Комментарии
comments powered by HyperComments