Крайпуташи | Rusnext Весна

Крайпуташи

Одной из достопримечательностей Сербии являются памятники-надгробья («крайпуташи»). Их можно встретить в селах, во дворе церквей, у перекрестков дорог. Большинство из них высечено из камня, самые древние датируются 14 веком. Это настоящие произведения искусства, повествующие о жизни на территории Сербии.

Самый известный сербский исследователь надгробных камней Радойко Николич назвал это этнографическое богатство каменной книгой предков, потому что на основании надписей, сохранившихся на этих камнях, можно воссоздать картину жизни сербских крестьян и воинов, родственных связей, а также сделать вывод о мастерстве каменотеса.

Больше все таких надгробных памятников в западной Сербии и на первый взгляд кажется, что все они типизированы. В первую очередь из-за их внешнего вида, так как они имеют обычно форму вытянутого прямоугольника. Эти прямоугольники бывают высокими и складными, хорошо отполированными, а бывают низкими, нескладными, грубо отесанными, из песчаника, который в большей мере подвержен эрозии.

От таких надгробий почти ничего не осталось. Каждое надгробье это рассказ, повествующий о жизни усопших: на нем высечены его биографические данные, сколько он прожил, в какой школе учился, в каком отряде сражался, сколько ранений получил и кого оставил после себя. На памятниках увековечивались и желания покойника, завещания и заветы. Больше всего надгробных камней посвящено воинам из-за частых военных походов, а часто описывались качества покойного — человечность, нравственность и свободолюбие.

Вместе с тем, это и самые печальные записи, особенно относящиеся к Первой мировой войне. В отдельных районах Сербии на надгробных камням встречаются эпитафы, посвященные покойницам, что особенно интересно, так как в то время, в патриархальной среде было не принято отмечать моральные ценности женщины.

Вообще же эпитафы часто заслуживают внимания из-за остроумных или же трогательных надписей и изречений, проникнутых народной мудростью, иногда зарифмованных.

На лицевой стороне камня, обращенной на восток, обычно изображалась человеческая фигура, занимавшая всю поверхность, а на оборотной помещалось жизнеописание покойника. Фигуры часто изображались в народной одежде, что может послужить хорошим источником для этнографических исследований.

Богатый изобразительный материал имеет и символическую ценность: виноградная лоза, виноград, голуби, цветы, листья, относятся к языческому, дохристианскому периоду, тогда как крест, распятие, ангелы — исключительно к христианскому. Надгробья часто украшались и геометрическим орнаментом.

На памятниках преобладают продуманные цвета и орнаменты, символизирующие занятие покойника: прялка у прядильщицы, свирель — у молодых парней, цветок — у девушек, ружье — у воина, труба — у трубача. Изображения сначала высекались в камне, а потом раскрашивались: лица белым, волосы и глаза — черным, фон памятника всегда был голубым как небо. Из-за этого в народе такие кладбища назывались цветными селами. «Крайпуташи» это хороший материал для изучения культуры определенного времени и края, но и места, где туристам захочется остановиться и как следует рассмотреть уникальные памятники.

просмотров: 329
Комментарии
comments powered by HyperComments