Создатель скрипки — не ремесленник, а художник | Rusnext Весна

Создатель скрипки — не ремесленник, а художник

 Это редкая профессия. В России практически свернуто производство скрипок, рынок заполнен китайской, корейской и прочей продукцией.

Первым мастером, прославившимся в России, был Иван Батов — крепостной графа Шереметьева, знаменитого покровителя искусств. В качестве материала для изготовления своих инструментов Батов использовал старые двери и ворота. А однажды, как рассказывают, он сделал музыканту князя Потёмкина балалайку из старой гробовой доски. За этот инструмент граф Орлов предлагал тысячу рублей. Но особенно Батову удавались скрипки, гитары и виолончели. Император Александр I приобрел у Батова скрипку для своей коллекции за 2 тысячи рублей, что равнялось почти годовому жалованию лучшего придворного капельмейстера. Вольную мастер получил, когда подарил изготовленную им виолончель своему хозяину Шереметьеву.

Скрипка появилась примерно в конце XV — начале XVI века. Пальму первенства в изготовлении тут же захватили итальянцы. В городе Кремона сразу несколько семейств изготовляли скрипки, прославившиеся на века, — Гварнери и Амати. Там же позже появился и Страдивари, учившийся у Амати.

С конца XVIII века итальянских скрипичных мастеров начали теснить французы. Они совершенствовали конструкцию скрипок, изобрели другой состав лака. Но до сих пор считается, что нет лучшего материала для изготовления скрипки, чем дерево: ель для верхней деки и клен — для нижней. Впрочем, мастера пытались использовать также черепаховый панцирь, фаянс, слоновую кость, пластик и даже сталь. Вспомним электрическую прозрачную скрипку Ванессы Мэй. Инструмент работы Тэда Брюера переливается в такт музыке. На этой скрипке исполняются композиции в стиле техно-акустика — классические произведения в электронной обработке.

«Сеньор Консалини просил передать, что всегда счастлив работать для вас, сеньор Амати. Мы стараемся, чтобы наши футляры были достойным обрамлением для ваших несравненных инструментов». — «Конечно. Вместе с моими скрипками прохвост Консарини проносит во дворцы свое имя. Клеймо на футляре, наверное, не забыл поставить?» — «Вы так проницательны, маэстро. Конечно, Сеньора Консалини, конечно, не интересует выгода от ваших заказов. Он надеется, что его скромное имя будет поблизости от лучезарной славы Амати, судьба которого — остаться в веках».

Иногда мастерами становятся сами музыканты. К примеру, знаменитый мастер Денис Яровой в детстве подавал блестящие надежды как скрипач-вундеркинд, но сломал обе руки, играя в волейбол. Закончил физфак, заведовал акустическими лабораториями Академии наук и московской консерватории, исследовал характеристики лучших старинных инструментов, разработал новые технологии создания смычковых. Создавал скрипки и готовил учеников.

«Свою скрипку ты должен зачать где-то в себе и долго вынашивать. Пройдет много времени, и тебе будет казаться, что ничего не меняется. А между тем, незаметно для тебя, твои пальцы приобретут гибкость и твердость, глаз станет прямым, слух изощренным и трепетным. И тогда воображение представит тебе, как в юношеском сне, мгновенно то, что ты ищешь. Эта скрипка будет как первая женщина в твоей жизни».

Создание музыкального инструмента — это не просто ремесло, иногда оно доходит до настоящего искусства, сравнимого с живописью и архитектурой, если речь идет об уникальном инструменте. Древесина для него заготавливается в определенном месте, в определенное время и даже в конкретную фазу Луны. Тонкостей в этом деле масса. Правильно заготовить, высушить и сохранить древесину, подготовить инструмент под лакировку, настроить деку. Какой нанести грунт и лак. Лучшие мастера стремятся достичь эталонных образцов в своем деле, чтобы их скрипка по красоте была как у Амати, по певучести как у Страдивари, по глубине звучания как у Гварнери. Но чтобы при этом она оставалась его, авторской.

«Скрипки не делают! Делают бочки и скамейки. А скрипки, как хлеб, виноград и детей, рождают и выращивают».

просмотров: 139
Комментарии
comments powered by HyperComments