Слава русскому самовару! | Rusnext Весна

Слава русскому самовару!

Первое известное упоминание о самоварах относится в Описи имущества Онежского второклассного Крестового монастыря которая датируется 1746 годом, где среди других предметов упомянуты и «два самовара с трубами зеленой меди».

Но только упрочившийся в русском быту к середине 18 века обычай употребления чая и кофе привел к распространению наряду с традиционной русской посуды — братинами, ендовами, ковшами — и новых форм, чайников, кофейников и самоваров.

Государь император Петр I, озабоченный обороноспособностью и технологическим отставанием страны, много сил своих уделил развитию рудного дела, особенно на Урале.

Уже в скором времени его усилия привели к тому, что остродефицитная медь, почти не добывавшаяся в нашей стране, с начала 18 го века начинает добываться во все возрастающем количестве и в 50х годах 18го века она уже вывозится за границу.

Именно на уральских заводах складываются те технологические приемы выделки медной посуды и тот инструментарий, которые в дальнейшем будут использоваться при производстве самоваров.

Среди ассортимента уральской медной посуды уже в начале 30х годов 18го века часто упоминаются «казаны с трубами»,«кубы винокуренные с трубами «,«кубы винные с колпаками и трубами»

Вначале самого слова «самовар» еще не было.

И чай еще не принято было пить с утра до вечера. Пили сбитень. Между прочим, очень вкусный напиток. Пить его следовало горячим, поэтому сбитенщики разносили его в сбитенниках — чайниках с поддувалами, ручкой и жаровой трубой для подогрева. Это и были, по сути, первые самовары.

Лубки и рисунки художников на темы народного быта сохранили для нас фигуру сбитенщика, колоритного торговца на рынках и ярмарках.

Примерно в то же время появились самовары-кухни, или, как их еще называли, варительные. Они были разделены перегородками на две или три части, что позволяло одновременно варить несколько блюд. Естественно, кран им был не нужен, а прилагался специальный черпачок. Фантазия мастеров еще не разыгралась, и самовары повторяли привычные формы распространенной медной посуды: ковшей, братин, рукомоев.

Вот такими были первые самогреи.

С давних пор самовар считался предметом украшения, роскоши. Не каждый мог себе позволить иметь его в доме, поскольку медь, из которой чаще всего изготовляли самовары, была сравнительно дорогим материалом и в 18 и в 19 веках.

В зажиточных семьях иногда держали по два самовара.один из которых употребляли повседневно, другой по праздникам и с приходом гостей.

Между тем, самоварное производство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские — в фабрики.
Особненно интенсивное развитие самоварное дело получило в городе русских оружейников — Туле.

О появлении первых документально зафиксированных самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении. Основателем этого заведения был их отец, оружейник Федор Лисицын, который в свободное от работы на оружейном заводе время, построил собственную мастерскую и упражнялся в ней всякого рода работами по меди.
Уже в 1803 году на них работают четыре тульских мещанина, семь оружейников, два ямщика, 13 крестьян. Всего 26 человек. Это уже фабрика, и капитал её составляет 3000 рублей, доход — до 1500 рублей. Немалые деньги. Фабрика в 1823 году переходит к сыну Назара Никите Лисицыну.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками. Сколько радости доставили они людям! Но прошло столетие — и заросли травой могилы фабрикантов, забыты имена их подмастерьев. Отшумели, не поют уже своих вечерних песен первые самовары, прославившие Тулу. Они тихо грустят вдали от родины, в музеях Бухары, Москвы, С-Петербурга, Калуги. Впрочем, и Тульский музей самоваров может похвастаться старейшим самоваром Лисицыных.

С 18 века и до сегодняшних дней самовар был и остается символом русского быта, согревающий и радующий душу, он стал образом стабильности и семейного очага, дружеского общения и домашнего уюта.

Семья, бытие семьи, быт — это понятие среди тех, что удерживали и удерживают пространство русского мира от катаклизмов и потрясений. По образному слову В. В. Розанова:«Что делать? Как что делать! Ягоды собирать, а зимой чай пить с вареньем из этих ягод».

За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях.

Он был необходим и в доме столичного петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда. На протяжении XIX и ХХ веков самовар стал характернейшим символом русской жизни, центральным предметом чаепития, которое уже в XIX веке в России стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции. Будучи украшением дома, самовар с момента своего появления занял особое место среди медных бытовых изделий, очень быстро став одним из самобытнейших предметов русского декоративно-прикладного искусства.

Художественное оформление самоваров было способно удовлетворить все многообразие художественно-эстетических запросов различных слоев русского общества.
Излюбленными становятся формы банки, рюмки, шара. Последняя была заимствована, скорее всего, от формы бульотки (сосуда на спиртовке для нагревания жидкости. Абсолютно гладкая, блестящая поверхность шара хорошо сочеталась с ажурными ручками, ножками, краном.

К 1840-м годам приходит мода на так называемое «второе рококо»,для которого характерна богатая пышная орнаментация. Основание, ручки, верх тулова и кран оформлялись бордюрами из стилизованных затейливых растительных завитков и цветов.

В наиболее состоятельных кругах русского общества стали появляться серебряные самовары, но их количество было очень незначительно. Сам факт появления таких дорогостоящих изделий свидетельствует о том, что самоварам, как предметам быта, придавалось очень большое значение.

В первой половине 19 в. в России начали производить изделия из заменителей серебра, которые нашли массовый спрос и в кругах среднего по достатку городского населения и в семьях дворян и даже при царском дворе.

Для изготовления предмета накладного серебра брали две пластины, медную, более толстую и серебряную — гораздо тоньше, пересыпали их бурой и затем накаливали, при этом серебро плотно приставало к меди.

Не давая остыть пластину прокатывали между вальцами. Из таких пластин делали готовое изделие.

Над изготовлением самоваров трудились мастера на фабриках Баташева, Воронцова, Фролова, Тейле. Всем этим фирмам была присуща практика клеймения самоваров. Формы клейм передавались от отца к сыну, что говорит о преемственности поколений в самоварном производстве. Это послужило созданию целых самоварных империй и монополизации производства.

Кроме клейм на верхних крышках самоваров размещались медали, полученные фирмами на выставках в России и за границей.

Открытие Якоби принципа гальванопластики приводит в 80-е — 90-е годы 19 века к широкому распространению никелировки, которая подражала более дорогим изделиям из серебра, а также удешевляла продукцию.

В купеческой среде получили распространение изделия из томпака — сплава меди и цинка, имеющего розоватый цвет. Томпак был более дорогим материалом, чем медь и латунь, и вещи из него употреблялись в более зажиточных семьях;такой самовар, производящий впечатление добротной и прочной вещи, был расчитан на купеческий вкус.

Самоваров становится чрезвычайно много. Они были в трактирах, магазинах, гостиницах, постоялых дворах, монастырях. В каждом доме их было по несколько штук. «Обычный» для ежедневного чаепития, «парадный» — ставился, когда приходили гости и на праздничный стол. Кроме этого, был «бельевой», в нем кипятили воду для стирки, мытья посуды и т. д.

А еще были «детские» — маленькие самоварчики, которые очень быстро закипали. Их ставили на «детский» стол, но в основном, использовали по утрам, чтобы быстрее попить чаю
.
К проявлениям материальной культуры русского чаепития можно отнести так же замечательные Жостовские подносы и знаменитые Гарднеровские, а позже Кузнецовские заварные чайники, чашки с блюдцами работы фабрик Попова, Хлебниковское столовое серебро и изделия многих других мастеров. Сюда же относится и умение заваривать чай:

Сначала слегка прогревается сухой чайник. Потом в него всыпается чай и быстро ошпаривается кипятком. Первую жидкость надо сейчас же слить в полоскательную чашку, - от этого чай становится чище и ароматнее… Затем надо вновь налить чайник до четверти его объема, оставить на подносе, прикрыть сверху полотенцем и так продержать три с половиной минуты. После долить почти доверху кипятком, опять прикрыть, дать чуточку настояться и у вас… готов благовонный напиток, освежающий и укрепляющий.

Особенно ароматным становился чай, если вместо угля самовар растапливали еловыми или сосновыми шишками. Иногда воздух в самоварную трубу при растопке нагнетали голенищем сапога.

Чай русские люди пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером; пили, когда взгрустнется; пили и «просто так». Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное с удовольствием, причем любили чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жег. От жидкого чая, «сквозь который Москву видать», гость деликатно отказывался и терпеть не мог пить его из чайника… Если купец или чиновник, выпив десяток стаканов, отставлял стакан в сторону, это не значило еще, что он напился: так он делал передышку. А вот, когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено и никакие уж тут уговоры не помогут.

Благодаря таланту русских мастеров, самовар, этот утилитарный предмет возвысился до символа России, и во многих своих образцах стал произведением искусства.
Кроме того он входит в произведения искусства в качестве характерного колоритного предмета, который так и просится на полотно.

«Чаепитие в Мытищах»,натюрморты Петра Кончаловского, Константина Машкова и Аристарха Лентулова, прекрасные «застольные «композицмм Зинаиды Серебряковой.

Особенно часты изображения самоваров в произведениях певца русского быта Павла Кустодиева. К созданному им в картинах и рисунках идеальному миру они подходили как нельзя лучше.

Тут нужно вспомнить о множестве чайных трактиров с вывесками ручной работы, жостовскими подносами на стене, бородатым хозяином, половыми(официантами)в белой одежде разносящими самовары и закуски.

Гиляровский писал, что трактиры заменяли «и биржу для коммерсантов, делавших за чашкой чая тысячные сделки, и столовую для одиноких, и часы отдыха в дружеской беседе для всякого люда, и место деловых свиданий, и разгул для всех — от миллионера до босяка».

Находясь в эмиграции Иван Алексеевич Бунин говорил, что вспоминая Россию он прежде всего видит «мокрые веревочки»,которыми привязывали крышки к чайникам в трактирах.

Броская, как вывеска гроздь винограда на крутом боку шарообразного чайника была одновременно и бутафорией и сказочно-волшебным сюжетом русского лубка о заморских странах и яствах.

Театральные художники и декораторы кинофильмов охотно вносили самовары в создаваемые ими интерьеры купеческих домов и дворянских усадеб.
С наступлением телого времени года самовар переезжал на дачу, это стало еще одним из образов русской жизни: лето, дачная веранда, чаепитие в сумерках…

Революция 1917 года внесла свои коррективы. В этот период самоварная промышленность почти прекратила свое существование. Место самовара занял практичный и элементарный чайник.

В 1918 году происходит национализация самоварных предприятий. В 1919 году в Туле образуется государственное объединение самоварных фабрик. Дальнейшее производство носило характер сувенирного ширпотреба и постепенно перешло к массовому выпуску электросамоваров.

При этом настоящих самоваров до сегодняшнего дня «дожило» совсем немного. Очень постарались пионеры, собирая металлолом для разных пионерских паровозов. Радиолюбители 30-х годов прошлого уже века, использовали самовары как заземление. Просто припаивали к ним провод и закапывали в землю.

В 60е годы, в период хрущевской «оттепели» ,среди образованных горожан распространилась мода на собирание самоваров, прялок, других предметов быта и вообще всяческой старины.

И хотя это увлечение высмеивалось в прессе и объявлялось «мещанским»,нужно сказать, что благодаря ему многое удалось сохранить, в том числе и множество прекрасных свидетелей русской жизни — самоваров.

Коллекционеры буквально спасали самовары, находя их на пунктах по сбору металлолома, в заброшенных деревенских домах и на городских свалках, зачастую в виде груды измятого ржавого металла.

Находились умельцы — реставраторы, очищавшие самовары слабым раствором соляной кислоты. Иногда металл помещали в ванну с раствором в гальванической мастерской и изделие вновь приобретало вид и ставший к тому времени нарицательным «самоварный блеск».

Впрочем, очень благородно выглядят и красная медь и зеленоватые оттенки бронзовых сплавов. Если у вас есть старый самовар, сохраните его. Он часть истории нашей страны. В нем часть души русского народа.

В наши дни самовары входят в экспозиции большинства краеведческих музеев, в отделы прикладного искусства картинных галерей, украшают множество частных собраний.

Особенно интересна коллекция Всероссийского музея декоративно — прикладного и народного искусства.

просмотров: 151
Комментарии
comments powered by HyperComments