Россия у истоков кинематографа | Rusnext Весна

Россия у истоков кинематографа

Кинематограф дошёл до российской территории 4 мая 1896 года. Именно в этот день братья Люмьеры устроили в саду «Аквариум», расположенном в Санкт-Петербурге (сейчас здесь находится «Ленфильм») свой первый для российских зрителей показ «движущихся картинок».
Приблизительно в это же время два известных русских изобретателя — Иван Акимов и Алексей Санарский — заявили об изобретении киноаппаратов. Причём сделали они это совершенно независимо друг от друга. Но, как это часто бывает, на Родине на них не обратили ни малейшего внимания. Подобное уже случалось с небезызвестным Левшой из романа Лескова, поэтому удивляться здесь особо нечему. Недаром говорят, что нет пророков в своём отечестве.

Немного больше повезло двум русским операторам, Федецкому и Сашину, которые работали на импортной аппаратуре. Они сняли и показали зрителям Санкт-Петербурга, Москвы и Нижнего Новгорода несколько документальных хроник.

Несмотря на это, кинопроизводство в России отсутствовало до 1907 года. Одной из причин можно назвать оккупацию русского рынка представителями зарубежных кинофирм. С конца девятнадцатого века в нашей стране работали операторы из компаний Томаса Эдисона и Уильяма Пола. Позднее к ним присоединились французские «Гомон» и «Патэ». Все эти компании открыли в России свои постоянные представительства, что дало им возможность составлять репертуар кинотеатров, которые появлялись по всей стране, словно грибы после дождика, увеличивая своё количество с каждым новым годом. Представьте, только на Невском Проспекте в Питере в начале прошлого века функционировало свыше 90 залов! Большой проспект Петроградской стороны даже получил новое негласное название — «улица кинематографов».

В итоге получилось так, что отсутствие отечественной кинопродукции стало остро ощущаться не только публикой, но и власть имущими людьми, для которых это стало вопросом национального престижа. И вот, свершилось! В конце 1907 года Александр Дранков, являвшийся официальным фотографом Государственной думы, объявил об открытии первой российской киностудии. Естественно, с высочайшего соизволения великого императора. Тут же началась съёмка первого русского фильма. Изначально, это должна была быть экранизация известной пушкинской трагедии «Борис Годунов», но проект провалился по причине извечной проблемы — исполнителя главной роли не устроил гонорар.

В это же время французская студия «Патэ» приступила к съёмкам документальной картины «Донское казачество». Выпустив её в прокат в 1908 году, французы, посмеиваясь в свои накрахмаленные усики, заявили о «создании первого национального русского фильма».

И только спустя десять месяцев детищу Дранкова удалось заткнуть самоуверенных французиков за пояс, сняв экранизацию всенародно любимой песни о Стеньке Разином, который утопил персидскую княжну в «набежавшей волне». Кино снял режиссёр Владимир Ромашков, а зрители запомнили фильм под названием «Понизовая вольница». Лента пользовалась таким сумасшедшим успехом у русской публики, что тут же незамедлительно распахнула ворота для выхода на экраны отечественной кинопродукции.

К началу 1910 года по всей России уже работало около полутора десятков мелких и крупных кинокомпаний. Конечно, в основном они располагались в Москве и Санкт-Петербурге. А уже через несколько лет, незадолго до Великой Октябрьской революции, «русская школа» позволила заявить о себе всему миру, как о ярком и самобытном художественном явлении.

просмотров: 44
Комментарии
comments powered by HyperComments