В школу — с верой: как совместить христианство с образовательной системой? | Rusnext Весна

В школу — с верой: как совместить христианство с образовательной системой?

Отправляя детей учиться, мы все надеемся, что школа плохому не научит. Почему эта надежда не всегда оправдывается, и как сделать, чтобы дети, посещавшие храм во младенчестве, остались его прихожанами, в сознательной юности? Об этой острейшей проблеме мы беседуем со священником храма в честь иконы Богородицы «Знамение» иереем Александром Дроздовым.

— Отец Александр, у каждого родителя-христианина есть страх влияния светского мира на детей в школе. Есть две точки зрения, одна часть граждан считает, что мы должны выстроить моральную стену, защитив ребенка от внешних влияний. Другие склонны думать, совершенно иначе — будто ребенку нужна прививка, едва ли не знакомство со всеми пороками с малых лет. Зато потом, в подростковом возрасте, когда юная душа с ними встретится, у нее будет иммунитет, и она не кинется во все тяжкие? Рассудите как правильно, как священник и как отец?

— Вопрос очень непростой, я также задумывался над этой проблемой, отдавая своего старшего сына в школу; через два года в первый класс пошел мой следующий ребенок, и я также тревожился на его счет. Полагаю, что здесь надо придерживаться некой золотой середины, не впадая в крайности, иначе минусов от образования в обоих случаях станет больше, чем плюсов.

Закрывая ребенка от внешнего мира, мы лишаем его социальной адаптации. Все-таки, общение со сверсниками имеет свою пользу. Человек учится строить отношения в коллективе, сталкивается с противоположным мнением, и на основе этого противоположного мнения он пытается находить компромиссы, либо напротив — отстаивать свои ценности.

Ребенок, воспитанный в замкнутой домашней среде, может оказаться неприспособленным к противостоянию с жестокими трудностями взрослой действительности. Хорошо, если такой человек, затем поступает в семинарию, и ясно видит свое предназначение в церковной жизни. Такой путь можно считать для него щадящим режимом. А попав в светский мир, пойдя работать в какую-то фирму, он испытает колоссальные трудности и может сломаться.

— А в семинарию именно такие люди идут?

— В семинарию поступают люди разного склада, но все же это структура с закрытым режимом. Там есть строгие правила, инспектор, распорядок дня. Фактически, как в армии. Можно забаловаться, но за этим непременно последуют наказания, причем не только выговоры, но и физические наказания трудом. Однако, там молодого человека окружают люди с общей мировоззренческой базой, поэтому существовать и взрослеть в такой среде значительно проще.

— Можно ли, в таком случае, воспринимать Православную гимназию, как прототип семинарии? Является ли она структурой со щадящим моральным режимом?

— В каком-то смысле — да, и мотивация родителей, которые отдают своих детей в гимназию, объясняется именно тем, что они пытаются найти более мягкую духовную среду для своих детей. Понятно, что и в гимназию попадают представители разных мировоззренческих слоев. Кто-то недавно пришел в Церковь, а кто-то вообще воспринимает религию как формальность.

Некоторые руководствуются логикой, — раз православные, значит там будет поспокойнее. Встречаются дети из очень набожных семей.

При этом далеко не каждая православная гимназия может похвастаться качеством своих преподавательских кадров. Как правило, если это гимназия высокого уровня, то не все могут себе позволить обучение из-за высокой стоимости образовательных услуг. Или просто-напросто мест не хватает. Некоторые гимназии берут только детей священников — остальных на платной основе (есть и такие). На уровне средней школы, знания здесь так или иначе дадут. Но мы должны помнить одну простую вещь — при любом раскладе, если родители не занимаются с ребенком, а «сдали» его в учебу: все, ходи и делай уроки — то никакого толка из ребенка не выйдет.

Сегодняшний образовательный процесс поставлен так, что перво-наперво должны учиться родители: вместе делать уроки, вместе постигать науки. Объективная реальность такова, что учителя не стремятся донести и объяснить. Не усвоил с первого раза = равно остался за бортом. Если пробел в знаниях родители сами не заполнят — его не станет заполнять образовательная машина.

С другой стороны, главным недостатком светской школы является полное отсутствие нравственного воспитания. В такой школе ребенок сталкивается с жесткой социальной средой. Сюда попадают дети с принципиально разным мировоззрением, когда речь идет о больших городах, не всегда славяне. Конфликты, драки, встреча с тлетворным влиянием, — таковы побочные эффекты обычной школы.

И все же, взвесив все за и против, мы решили отдать своих детей в школу, которая не является православной гимназией, в которой, однако, есть православный класс. В нем занимаются дети верующих родителей. У них даже есть определенное духовное окормление.

— А приоритетом что должно быть: воспитание или знание? Такая дилемма тоже часто возникает у родителей.

— Понятное дело, что учебное заведение прежде всего должно учить — выполнять свои прямые функции. А воспитывать должны родители, основное воспитание происходит в семье. Можно даже больше того сказать: если человек до семи лет не получил нужного нравственного зерна, то в какую школу его не отдай, он уже не исправит своих духовных задатков, или наоборот — не испортит.

— Как должны поступить родители, которым не по карману учить своих детей в православной гимназии (особенно это касается многодетных), — как им объяснить своему ребенку модель поведения в светском коллективе? Должны ли христианские дети себя отличать от не церковных детей? Ты христианин, поэтому на тебе особая миссия… Как создать разумную дистанцию со светским миром? Какие слова подобрать, чтобы ребенок не пользовался массовыми критериями по отношению к себе?

— Ребенка нужно с самого раннего возраста, буквально с пеленок, просвещать: что такое хорошо и что такое плохо. К семи годам он уже должен это чувствовать и немножко разбираться в хитросплетениях человеческой психологии. В сложных жизненных случаях стараться не оставить без объяснения ни одну деталь, так поступить можно, а иначе нельзя, что если задирается, то лучше решить миром, а если перешел границы дозволенного, то надо и за себя постоять. В таком случае ребенок не будет чувствовать себя одиноким, и будет подготовлен к трудностям.

Думаю, что выделяться не следует, особенно ставить себя выше других. Святые отцы учат нас, что если ты христианин, то должен быть скромнее. Лучше быть душой компании, общаться со всеми по-доброму, стараясь завести как можно больше товарищей из людей пусть даже не церковных, и даже иных вероисповеданий. Когда эти дети узнают, что ваш ребенок верующий, если он при этом будет на хорошем счету (не лидер банды, а тот, кто применяет свою силу, заступаясь за слабых, помогает отстающим, делится с другими), — в таком случае у одноклассников сложится интерес к православной вере. Ребенок своим верным поведением мог бы нести свою маленькую проповедь. Не надо ее делать словами, крест вытаскивать, в православных футболках ходить, креститься на каждом углу, — этого не нужно. Обычные человеческие отношения приносят больше понятия о сущности христианства, чем внешние формальности.

— Многие верующие родители ограничивают детям доступ к электронным носителям информации, а у светских детей планшеты и телефоны, как правило, есть. И это создает некое неравенство. Дети из христианской семьи вместе с гаджетом, лишаются своеобразного пропуска в мир «адаптированных» сверсников. Как выйти из положения?

— В школу, я считаю, вообще давать планшет недопустимо — с чисто прагматической точки зрения — это поглотитель внимания, не говоря уже о вредном влиянии. Дома мы контролируем, что ребенок читает, на какие он сайты заходит…

— Обязательно эти контрольные фильтры нужны?

— Обязательно. Если родители дома не бывают, то разумнее всего вообще заблокировать доступ в компьютер, в крайнем случае, — установить программы с родительским контролем. Естественно, в старших классах такие меры нравственной защиты уже практически бесполезны.

Формирование иммунитета к информационной среде происходит именно в отроческом возрасте. До того, как сформирована личность желательно ограничивать пользование даже полезными ресурсами. Лучше почитать книгу, чем смотреть мультики часами. Получасовой компьютерный сеанс в компании с родителем, — большего ребенку не требуется.

В субботу и воскресенье можно позволить поиграть в игру, бывают развивающие компьютерные игры… Я не даю детям играть даже в выходные дни — только на каникулах…

— Главная событийная ценность современного школьного коллектива — это компьютерные игры. Они их обсуждают, они в них живут. Возникает странная ситуация, когда ребенок, не разбирающийся в тонкостях той или иной популярной игры, де-факто ставится в положение социально отверженного. Серьезнейшая проблема! Внимательные родители не играющих детей, подмечают, что их отпрыски слушают подобные разговоры и делают вид, что они тоже играли, что они посвящены.

— Вероятно, порционный доступ к компьютерным играм нужен именно по этой причине. Просто это обязательно должно осуществляться под предельно жестким контролем. Только по расписанию. Если родителей нет дома, то компьютер недоступен!

— А как быть с тем, что запретный плод сладок? Ведь страсть, как таковая, все равно присутствует в игре?

— А это, может быть, даже полезно в определенной степени, чтобы ребенок учился самоконтролю. Хочется, а отрок должен сам себя пытаться ограничивать, приучаясь к самодисциплине. Родители сказали — я поиграл, — мое время кончилось — все. Это воспитание воли, и одновременно элемент доверия со стороны взрослых, которые позволяют ребенку самому принимать решение. Поэтому полезно составлять план на день. Придерживаясь распорядка дня, школьник учится самоконтролю, ответственности и порядку. К 18 годам, этот механизм должен работать как часы. Именно через лишения подобного рода приобретается навык дисциплины. Не совсем закрыть все: запретили — и он сидит, смотрит в одну точку, или только жития святых читает, — а поставить ограничение и объяснить, почему это необходимо. Сказать, что дисциплинированный человек добивается в жизни многого, а своевольный не может даже карьеры сделать, создать семью, стать счастливым.

Поиграл немножко — надо поучиться, поучился — погулять, погулял — свободен, затем — время для совместной трапезы и для молитвы.

— Насколько частой должна быть молитва?

— Как минимум два раза в день. Сначала с родителями, затем самостоятельно. Конечно, ребенок будет забывать, лениться. Но по возможности мы должны напоминать. При этом очень важен родительский пример. Дети, видя взрослое небрежение к молитве, никогда к ней не приучатся.

У нас, к сожалению, уже в порядке вещей, что семья даже за столом не собирается, — только на праздники. Разумно, чтобы у семьи был общий ужин, с душевным разговором.

А с ребенком надо постоянно беседовать, постоянно ему все объяснять.

Не просто — покормил, задал дежурный вопрос про уроки — и все — до свидания…

С ребенком надо говорить. Если этого не делать, то сначала он перестает дружить с родителями, потом перестает им доверять.
Нужен постоянный вербальный контакт.

После совместного ужина, должна быть совместная молитва. Кто-то раньше ложится спать, а кто-то позже в большой семье, — однако все вместе встали — помолились. Для детей не требуется вычитывать полное правило и устраивать утомительные стояния.

Пусть это будут самые простые основные молитвы. Если несколько детей — лучше спеть некоторые из них. А затем спокойно отходить ко сну, заниматься своими тихими делами. Польза будет именно не в длине молитвы, а в ее регулярности. Со временем вырабатывается привычка, и исполнять молитву становится не трудно.

— Должны ли на ваш взгляд родители создавать некий культурный фонд семьи? Посмотрели хороший фильм, понимаем, что в нем есть христианское зерно — кладем в семейный жесткий диск, для дальнейшего семейного просмотра…

— Достаточно коллекционировать только названия таких произведений. Для формирования такой копилки из фильмов, музыки и книг может не хватить жестких дисков. В целом это полезное ноу-хау. Пригодится для совместного семейного времяпровождения: обсудить рассказ, книгу, простой светский фильм всей семьей. Это не обязательно должны быть произведения о православии. Для совместного обсуждения и осмысления в христианской системе координат подходит любое творчество.

Беседовал Артем Сериков

просмотров: 376
Комментарии
comments powered by HyperComments